English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> ЕГЭ >> Обучение без торможения >> Включаем свой мозг. Как вознаградить самого себя

Включаем свой мозг. Как вознаградить самого себя


117.JPGНа персональном уровне вопрос о вознаграждении довольно сложен. Большинство теоретиков сосредоточивается на различиях между внутренними и внешними вознаграждениями за обучение. Примером первого может служить удовольствие, которое доставляет вам ваша работа, обучение игре на музыкальном инструменте, или удовлетворение от того, что вы научились сдерживать свой гнев. Примеры внешнего вознаграждения — это конфета, которую получает ребенок после выполнения домашнего задания, или диплом об окончании института, выдаваемый после нескольких лет напряженной учебы. В целом для того, чтобы обучение было действительно успешным, ученик должен иметь внутреннюю мотивацию, хотя совершенно очевидно, что внешняя положительная обратная связь тоже оказывает благотворное воздействие на результат.
Одним из наиболее известных авторов, работавших над проблемой мотивации, является Фредерик Герцберг. В 1960 году он выпустил статью, посвященную отношению к работе, в которой дал четкое разграничение между факторами гигиены и удовлетворенности. Найденные Герцбергом различия станут понятнее, если приложить их к такому аспекту, как пища. Еда может быть тщательно приготовлена и безопасна для употребления. Это факторы гигиены. Кроме того, она может быть необыкновенно вкусной, натуральной и очень питательной. Это факторы удовлетворения. Герцберг показал, что подобная аналогия применима и к мотивации в работе.
Тем не менее истинная ценность подхода Герцберга заключается в углублении осознания различий между внутренней и внешней мотивацией. Он указывает, что противоположностью демотивации является не мотивация, а отсутствие демотивации. Можно свести к минимуму неудовлетворенность за счет факторов гигиены, но для реального удовлетворения ученика следует сформировать у него мотивацию.
Если вы перестали быть не настроенным на обучение, это значит, что вы уже не противитесь ему. Это не означает, что вы настроились на обучение! Многие люди, занимающиеся на курсах повышения квалификации, с трудом заставляют себя не противиться обучению, но останавливаются на этом и не стремятся научиться тому, что им предлагают. - Усвоив эту тонкую грань между противоположными понятиями, вы оказываетесь более подготовленными, чтобы мотивировать и себя, и других людей к обучению. Необходимо получить реальное «удовлетворение», если вы действительно хотите настроиться на обучение.
Иногда внешние вознаграждения могут даже принести вред. Например, способ поощрения детей, когда вы вознаграждаете их за количество прочитанных книг, непродуктивен. Совершенно очевидно, что в этом случае ребенок начинает читать книги с высокой скоростью, но не получает от них удовольствия, не учится и не запоминает прочитанное.
И все же многие из нас знают, как можно использовать удовольствия в качестве награды за выполнение задуманного. Подобными вознаграждениями могут быть прогулка, отдых в выходные за городом, обед с приятелем или даже чашка кофе или кусочек шоколада (не забывайте о воздействии той или иной пищи на мозг!). Однако следует помнить следующее. Если вы попали в зависимость от внешних вознаграждений, то полезно задуматься, что произойдет, когда их не будет. Вы продолжите дело или остановитесь, не получая внешнего толчка?
Вспомните, как происходило ваше обучение на протяжении всей жизни. В какой степени оно мотивировалось внешними вознаграждениями; много ли вы учились, руководствуясь внутренними побудительными мотивами? Какого рода вознаграждения на вас действуют лучше всего?