Способность размышлять. Умение размышлять
Попытка учиться, не осмысливая пройденное, подобна попытке наполнить ванну водой, не вставляя пробку. Если вы не готовы предпринять реальные усилия по повторению и осмыслению того, что вы пережили, то полученные знания — как вода в ванне — будут растрачены впустую. Чем большему вы научитесь из своего опыта, тем сильнее разовьете в себе способность к изменению и адаптации.
Многие люди предпочитают записывать свои мысли.
Оглянуться назад и извлечь уроки из собственного опыта
Эффективные размышления требуют открытости и стремления к исследованию. Кроме того, важно не занимать оборонительную позицию и не принимать все на свой счет.
Обычно люди не дают себе труда задумываться над тем, что получается, поскольку они счастливы и мысленно уже приступают к следующему проекту. То же самое относится к неудачам. По различным причинам вы желаете двигаться дальше и забыть о том, что случилось, как будто этого никогда и не было.
Еще более распространенное явление — брать на себя слишком большое количество обязательств и пытаться их исполнить. В такой ситуации есть что-то похожее на трудное восхождение в горы, когда вы рискуете потеряться в густом тумане. Здесь требуется дух товарищества. В случае успеха вполне естественным кажется стремление поделиться своими мыслями и чувствами — именно так вы повели бы себя в пивном баре после приключения на склоне горы.
Вспомнить процесс обучения
В контексте умения учиться особенно полезна способность размышлять о том, как вы освоили те или иные навыки. Если вы собираетесь совершенствовать новые приемы, то вам необходимо оценить их эффективность и степень пригодности именно для вас.
В идеале вы должны размышлять на двух уровнях: постоянно и после каждого занятия. Как уже подчеркивалось раньше, ваши размышления в значительной степени определяются индивидуальным стилем и вкусами.
Изучите данный перечень навыков. Именно они составляют основу вашего интеллекта. Насколько уверенно вы владеете каждым из них?
- Умение определить, в какой степени ваше обучение должно быть индивидуальным, а в какой — групповым
- Выбор интерактивного обучения
- Использование средств массовой информации и книг по обучению
- Планирование использования определенного способа с последующим его применением
- Сознательное подражание другим
- Умение найти различия между формальным и неформальным обучением
- Ведение записей процесса обучения
- Тренировка применения редко использующихся стилей
- Умение определить, какая часть вашего обучения пассивна,а какая — активна
- Выяснение, как учатся другие люди
- Разбивка процесса обучения на последовательность «как»
- Постоянный поиск новых методов обучения во всех возможных источниках
- Умение определить, в какой степени ваше обучение состоит из усваиванияфактов и информации, а в какой — из практики и действия методом проб иошибок
- Настойчивое применение новых методов или технологий обучения, пока они не станут привычными
- Привычка исследовать процесс своего обучения
- Взвешивание различных чувств, приятных и неприятных, которые вызывает обучение
- Сосредоточение на совершенствовании наиболее подходящего стиля обучения
- Экспериментирование с различными способами обучения — методом проб и ошибок
- Сознательный выбор сложных задач
- Сознательное применение модели обучения, например цикла обучения или концепции множественности интеллектов
- Размышление над побудительными мотивами обучения, а также теми, что заставляют вас не бросать учебу
- Использование методик для укрепления памяти
- Использование различных навыков и приемов при обучении
- Понимание того, что при совместном обучении люди играют различные роли
- Осознание чувств и эмоций, которые сопровождают обучение
- Получение ответа на вопрос: «Как можно усовершенствовать мой способ обучения»
- Умение брать пример с людей, которые делают это по-другому
- Восприятие случайного, незапланированного опыта и умение определить, какой вклад он вносит в ваше обучение
- Умение предпринять действия, которые укрепляют навыки обучения или устраняют недостатки