English Globe understanding the world

Open menu
 

Способность размышлять. Умение размышлять


017.jpgПопытка учиться, не осмысливая пройденное, подобна попытке наполнить ванну водой, не вставляя пробку. Если вы не готовы предпринять реальные усилия по повторению и осмыслению того, что вы пережили, то полученные знания — как вода в ванне — будут растрачены впустую. Чем большему вы научитесь из своего опыта, тем сильнее разовьете в себе способность к изменению и адаптации.
Многие люди предпочитают записывать свои мысли.

Оглянуться назад и извлечь уроки из собственного опыта
Эффективные размышления требуют открытости и стремления к исследованию. Кроме того, важно не занимать оборонительную позицию и не принимать все на свой счет.
Обычно люди не дают себе труда задумываться над тем, что получается, поскольку они счастливы и мысленно уже приступают к следующему проекту. То же самое относится к неудачам. По различным причинам вы желаете двигаться дальше и забыть о том, что случилось, как будто этого никогда и не было.
Еще более распространенное явление — брать на себя слишком большое количество обязательств и пытаться их исполнить. В такой ситуации есть что-то похожее на трудное восхождение в горы, когда вы рискуете потеряться в густом тумане. Здесь требуется дух товарищества. В случае успеха вполне естественным кажется стремление поделиться своими мыслями и чувствами — именно так вы повели бы себя в пивном баре после приключения на склоне горы.

Вспомнить процесс обучения
В контексте умения учиться особенно полезна способность размышлять о том, как вы освоили те или иные навыки. Если вы собираетесь совершенствовать новые приемы, то вам необходимо оценить их эффективность и степень пригодности именно для вас.
В идеале вы должны размышлять на двух уровнях: постоянно и после каждого занятия. Как уже подчеркивалось раньше, ваши размышления в значительной степени определяются индивидуальным стилем и вкусами.
Изучите данный перечень навыков. Именно они составляют основу вашего интеллекта. Насколько уверенно вы владеете каждым из них?

  • Умение определить, в какой степени ваше обучение должно быть индивидуальным, а в какой — групповым
  • Выбор интерактивного обучения 
  • Использование средств массовой информации и книг по обучению 
  • Планирование использования определенного способа с последующим его применением 
  • Сознательное подражание другим
  • Умение найти различия между формальным и неформальным обучением 
  • Ведение записей процесса обучения 
  • Тренировка применения редко использующихся стилей 
  • Умение определить, какая часть вашего обучения пассивна,а какая — активна 
  • Выяснение, как учатся другие люди 
  • Разбивка процесса обучения на последовательность «как» 
  • Постоянный поиск новых методов обучения во всех возможных источниках 
  • Умение определить, в какой степени ваше обучение состоит из усваиванияфактов и информации, а в какой — из практики и действия методом проб иошибок 
  • Настойчивое применение новых методов или технологий обучения, пока они не станут привычными 
  • Привычка исследовать процесс своего обучения 
  • Взвешивание различных чувств, приятных и неприятных, которые вызывает обучение 
  • Сосредоточение на совершенствовании наиболее подходящего стиля обучения 
  • Экспериментирование с различными способами обучения — методом проб и ошибок 
  • Сознательный выбор сложных задач 
  • Сознательное применение модели обучения, например цикла обучения или концепции множественности интеллектов 
  • Размышление над побудительными мотивами обучения, а также теми, что заставляют вас не бросать учебу 
  • Использование методик для укрепления памяти 
  • Использование различных навыков и приемов при обучении 
  • Понимание того, что при совместном обучении люди играют различные роли
  • Осознание чувств и эмоций, которые сопровождают обучение 
  • Получение ответа на вопрос: «Как можно усовершенствовать мой способ обучения» 
  • Умение брать пример с людей, которые делают это по-другому 
  • Восприятие случайного, незапланированного опыта и умение определить, какой вклад он вносит в ваше обучение 
  • Умение предпринять действия, которые укрепляют навыки обучения или устраняют недостатки