English Globe understanding the world

Open menu
 

Учитесь легко!



В предыдущих статьях говорилось, что первый повтор изучаемого материала должен быть сделан не ранее, чем через 10 минут после окончания занятий. Добавим, что во время этой паузы лучше всего вообще ничего не учить, даже полностью при возможности «освободить» мозг от любой интеллектуальной нагрузки.
Психологи считают, что в этом случае идет процесс неосознанного запоминания. Плюс ко всему не мешает такая вещь, как интерференция.
Что такое интерференция? Это взаимное влияние двух похожих процессов. Если применить это к интеллектуальной работе, то это наложение одной информации на другую в случае их схожести по характеру. Например, Вам продиктовали один номер телефона. Если сразу же продиктовать второй номер, то, скорее всего, в памяти толком не зафиксируется ни один. Или пополнение словарного запаса иностранного языка. Если продиктовать несколько похожих по фонетике слов, то вероятность их запоминания достаточно мала. Это и называют интерференцией. Достаточно образное сравнение.
Это явление тоже необходимо учитывать в работе с информацией. Многочасовое корпение над учебником с перерывами только на «перекусить и позвонить» противопоказаны категорически! Причем это не зависит от легкости освоения материала.
Часто бывает так, что если материал достаточно сложный, человек удерживает себя на нем изрядным волевым напряжением. Хорошего в этом мало. Но бывает и так, что материал легкий, интересный, понятный, и человек боится оторваться, потерять, что называется, «кураж». Мы знаем массу случаев, когда кто-нибудь, с упоением в течение всего дня читает книгу страниц на 300, сам собой доволен, но на 280-ой странице с ужасом обнаруживает, что практически ничего из прочитанного воспроизвести не может.
Вы, наверное, сталкивались с ситуацией, когда кто-то (надеемся, что это не Вы) часами просиживает за учебниками и более-менее прилично учится. Его товарищ по учебе за учебниками сидит мало, занимается играючи, и от этого складывается впечатление, что он более талантлив, умнее, одареннее, наконец. А «усидчивый» ученик и его родители гордятся этой усидчивостью, втайне завидуют «неусидчивому» и надеются, что усидчивость рано или поздно будет вознаграждена должным образом.
Две иллюзии. Первая - что «неусидчивый» более талантлив. Он просто интуитивно выстроил правильное отношение к учебе, к тому же еще и психологически верно настроен, уверен в своих силах. Вторая - что усидчивость во время учебы будет вознаграждена должным образом. Скоре всего, что все же человек не в полной мере получит то, чего он на самом деле достоин.
Значит, надо вырабатывать и верную систему обычных ежедневных занятий.
А пока примите априори - если Вы, Ваш сын или дочь без отрыва с утра до ночи корпят над учебниками (неважно - от старания или Вы заставили), то вероятность того, что на экзамене будет забыт ответ на элементарный вопрос, возрастает неимоверно...
Итак, чтобы избежать влияния интерференции, следует выстроить верный график работы или учебы.
И снова немного теории. Внимание или сосредоточение на предмете человек не в состоянии удерживать долгое время.
kontsentratsia.jpgУченые установили, что зависимость степени концентрации от времени имеет примерно такой
вид. Отчетливо видно, что внимание достигает своего максимума   через 20 минут, а потом снижается и через 40 минут его уже ничем не удержишь.
Вы можете спросить — а зачем тогда развивать концентрацию внимания, если все уже определено. Но не будем забывать, что кривая может иметь в максимуме гораздо меньшее значение.
Признано, что оптимальным отрезком времени для занятии является отрезок продолжительностью 30 минут. Внимание уже уменьшается, но в принципе этого достаточно для плодотворных занятий.
Кстати, многих рекламных и торговых агентов учат, что презентация товара или доклад не должны длиться более 20 минут. А то внимание начинает падать и вместе с ним интерес к товару.
Поэтому 45-минутный урок - это на грани фола. Многие рассказывали, что преподаватели делятся на два типа. Первый - как начнет бубнить со звонком, так по звонку и заканчивает. Материал обычно усваивается плохо. Второй - время от времени пошутят, историю расскажет, пример удачный. Интуитивно просто человек устраивает перерыв в занятиях, чтобы снова вернуть внимание на место.
Итак, перерывы не менее важны, чем занятия. Причем перерывы должны постепенно увеличиваться. И первый перерыв, как вы уже догадались, должен быть не менее 10 минут. Причем эти 10 минут - никакого напряжения интеллекта. Выпить стакан сока, поиграть с котом, послушать музыку... После перерыва можно и материал просмотреть, то есть сделать первый повтор.
И лучше всего чередовать предметы. Скажем. 30 минут физика, значит, следом нельзя пускать химию. Есть в них общее, значит, вероятность «затаптывания» возрастает.
Подавляющее большинство школьников домашние задания готовят по принципу «сначала письменное, потом устное». Кардинальная ошибка. Занятия нужно чередовать.
Предположим, на дом заданы физика, математика, георгафия и литература. Обычная последовательность — математика, физика, география и литература. Правильная - математика, литература, физика, география.
А как быть, если занимаешься только одним предметом? Скажем, готовишься к экзамену по физике? Набраться смелости и вторую тридцатиминутку посвятить чему-то кардинально отличающемуся. И не думать, что идет потеря времени. Наоборот, экономия. На сам предмет времени затратите меньше, а усвоение будет существенно лучше.
Школьники, которые перестроились на новую систему, стали меньше уставать, времени на домашние задания тратить раза в три меньше, успеваемость повысилась. Студенты тоже стали учиться гораздо увереннее и тоже значительно снизили затраты времени и сил во время сессий.
А теперь приведем рекомендуемый нами график учебы или работы с информацией.
  • 30 минут занятий
  • 10 минут перерыва
  • 30 минут занятий
  • 15 минут перерыва
  • 30 минут занятий
  • 15 минут перерыва
  • 30 минут занятий
  • 10 минут перерыва
  • 30 минут занятий
  • 60 минут перерыва
Отметим, что это, так сказать, один учебный цикл. Если в этот же день нужно сделать еще один цикл, то в нем перерывы увеличиваются в полтора раза. Больше трех циклов в день просто не рекомендуется. Отдых тоже имеет огромное значение.
Последуйте нашим рекомендациям, и Вы убедитесь сами, насколько больше Вы будете запоминать, насколько больше будете успевать! Плюс ко всему учеба станет приносить больше удовольствия.