English Globe understanding the world

Open menu
 

Процессуальный блок дидактической модели учебного предмета

Процессуальный блок дидактической модели учебного предмета

Теперь обратимся к процессуальному блоку дидактической модели учебного предмета. Что в него входит?

Процессуальный блок включает: комплекс «фоновых», вспомогательных знаний (межнаучные — логические, методологические и другие; межпредметные; историко-научные; оценочные); способы деятельности; формы организации процесса обучения (лабораторные работы, практикумы).

Название «вспомогательные знания» довольно условно. Они названы так по их отношению к ведущему компоненту. Будучи одним из средств, которое помогает усвоению основного предметного материала, они в то же время представляют большую ценность для развития и воспитания учащихся. Так, историко-научные знания необходимы для формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения, научного и творческого мышления, воспитания эмоционально-мотивационной сферы школьника. Элементы тех или иных вспомогательных знаний присутствуют в процессе обучения объективно (логические, оценочные). Другое дело, что это должно быть осознано и эффективно использовано учителем.

Дадим краткую характеристику знаниям вспомогательного комплекса.

Логические знания — совокупность знаний из формальной логики (определение понятия, закон достаточного основания и т. д.), которые необходимы для полноценного усвоения научных знаний и развития логического мышления учащихся. Отсутствие их часто является причиной формального усвоения знаний. Методологические знания — это совокупность знаний из методологии науки (знания о теории, об идеализации и т. д.), необходимая для сознательного системного усвоения основ наук, формирования научного мировоззрения и научного мышления школьников. Философские знания — это представления о материи и формах ее существования, о познаваемости мира, об абсолютной и относительной истине и т. д., привлекаемые для формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, которое является одновременно и средством и результатом усвоения знаний. Историко-научные знания показывают эволюцию идей, теорий, представлений, понятий, пути конкретных открытий, дают представление о нравственности и ответственности ученого. Помогая сознательно усваивать результаты познания, они выполняют важную развивающую и воспитывающую функцию. Межпредметные знания — знания из разных учебных предметов, привлекаемые для «обслуживания» ведущего компонента данного учебного предмета. Оценочные знания фиксируют в учебном процессе в явном виде ценностное отношение личности к объекту познания. Так, мы говорим о красивом доказательстве, об эстетике мыслительного поиска. Оценочные знания, будучи введены в контекст обучения, служат для воспитания эмоционально-мотивационной сферы школьников, являясь и средством усвоения знаний, и личностно значимым результатом усвоения.


Ученая степень- это дополнительная возможность для профессионального и личностного развития. Диссертация на заказ  является для многих выходом из трудного положения, ведь в большинстве случаев приходится совмещать учебу и работу.