English Globe understanding the world

Open menu
 

К какому типу учебных предметов относится английский язык (грамматика, перевод с английского, лексика и т.д.)?

К какому типу учебных предметов относится английский языкПроцессуальный блок включает кроме вспомогательных знаний научные и практические способы деятельности и определенные формы организации процесса обучения.

Если ведущим компонентом являются «способы деятельности», то в процессуальный блок входит комплекс необходимых научных знаний; если ведущим компонентом является «художественное образование и эстетическое воспитание», в процессуальный блок входят комплекс научных знаний и специфические способы деятельности.

Научные предметные знания должны представлять собой систему. Ее ведущие элементы разные в зависимости от звена школы; в начальном звене это понятия и системы понятий; в среднем — системы понятий и законы; в старшем — основы теорий.

В учебные предметы второго и третьего типов, конечно, входят и научные знания, но они, в отличие от предметов первого типа, представляют собой только комплекс или простую совокупность, а не систему.

К какому типу учебных предметов целесообразно отнести родной и иностранный язык, математику и литературу? Все зависит от той главной задачи, которая поставлена перед этими предметами. Если равноценных главных задач две, то это учебные предметы с двумя ведущими компонентами: «научные знания» и «способы деятельности» (1. родной, иностранный язык, где практикуется изучение грамматики, перевод с английского и т.д. 2. математика) или «научные знания» и «эстетическое воспитание» (литература).

Двуединая функция учебных предметов сильно осложняет процесс обучения, ибо требуется разная организация его для различных целей. Возможно, надо ориентировать указанные выше учебные предметы на один ведущий компонент. Тогда ведущим компонентом учебной дисциплины «родной язык» окажутся «практические способы деятельности». Математические дисциплины с позиции их ведущего компонента оказываются разнородными: геометрию правильнее отнести к учебным предметам с ведущим компонентом «научные знания», алгебру — к предметам с ведущим компонентом «научные способы деятельности». Литература будет ориентирована прежде всего на «нравственно-эстетическое воспитание». Конечно же, научный компонент и в алгебре, и в литературе значителен. В курсе литературы старших классов он столь велик, что дает основание считать литературу учебным предметом с двуединой функцией. Вопрос в том, что чему подчинить.

Мы описали модели различных типов учебных предметов. В действительности учебные предметы выглядят смешанными, но помнить о ведущем компоненте очень важно. В зависимости от него меняются и формирование содержания учебного предмета, и организация процесса обучения.

В одном случае мы конструируем систему научных знаний, а в другом — их комплекс или даже простую совокупность.