English Globe understanding the world

Open menu
 

Специфика учебного предмета

Специфика учебного предметаСпецифика учебного предмета отражается на всех звеньях процесса обучения.

В учебных предметах с ведущим компонентом «научные знания» предъявление нового содержания происходит преимущественно на основе изложения (в разных формах), сопровождаемого наглядностью, демонстрациями, кинофильмами. В учебных предметах с ведущим компонентом «способы деятельности» ознакомление с новым материалом происходит путем показа и рассказа (в их единстве).

Уроки физики, биологии, химии отличаются своей организацией, скажем, от уроков алгебры. Главную часть времени в учебных предметах по основам наук нерационально посвящать решению задач, особенно трудоемких. Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев учащиеся, «натасканные» на задачи, все-таки не понимают теоретических вопросов, основных законов и системные знания у них не формируются. С другой стороны, уроки, скажем, трудового обучения не могут быть похожи на уроки по основам наук; здесь тратить большую часть учебного времени на изложение нерационально.

Опытные учителя все это знают. Но администрация школ, инспекторы, посещая уроки, часто анализируют их на основе своего базового образования и соответствующего опыта работы по предмету, игнорируя ведущий компонент данного предмета.
От типа учебного предмета зависят и особенности отражения в нем науки. Далее мы рассмотрим отражение науки в учебных предметах с ведущим компонентом «научные знания».