English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Разное >> Преподавателям >> Психология в работе учителя >> Кризис науки и сущность процесса познания

Кризис науки и сущность процесса познания

Кризис науки и сущность процесса познанияОсновными движущими силами процесса познания являются потребности общественно-исторической практики и внутренние противоречия науки, обусловливающие кризисы и революции в ней. Суть таких глубоких противоречий состоит в том, что появляются факты, которые не удается объяснить имеющимися научными представлениями. Если фактов накапливается много и они противоречат фундаментальным положениям науки, то возникает явление, называемое кризисом в науке.

Кризис в науке — такое состояние, когда есть новые факты, а в фонде научных знаний нет способов их объяснения. Первоначально ученые пытаются приспособить существующие теории для объяснения новых фактов. Вводятся какие-то поправки, появляются дополнительные концепции, специальные гипотезы. Меньше всего ученые склонны к изменению идеального объекта и основных положений теории, применяемых именно к этому идеальному объекту. Когда фактов, не объяснимых прежней теорией, становится много, возникает необходимость формулирования новых общих положений и построения на их основе новых теорий.

Если новая теория коренным образом меняет старые представления, обусловливает формирование новой картины мира, то говорят о революции в науке. Такими революционными теориями являются, например, теория относительности, квантовая механика. Новая теория не должна противоречить тем наиболее общим идеям конкретной науки, которые выполняют методологическую функцию.
Когда мы говорим о процессе познания применительно к какому-то звену исследования, то указываем этапы: проблемная ситуация, или истоки возникновения проблемы, проблема, гипотеза, задачи исследования, методы исследования.

Движущие силы процесса научного познания — противоречия — частично проникают в содержание образования через проблемное изложение материала, поисковую деятельность учащихся. Однако в целом отражение процесса научного познания в учебном содержании должно быть значительно усилено. Для этого есть различные возможности: включение в содержание образования историко-научного материала; указание границ применения теорий, законов, понятий; показ эволюции понятий, концепций, идей.

 


Обычно студентам некогда заниматься написанием отчета о прохождении практики. В этом случае получи готовый дневник отчет по практике от HomeWork ! Мы подготовим отчет, за который не придется краснеть!