English Globe understanding the world

Open menu
 

Школьная программа и учебник

Школьная программа и учебникПрограмма и стабильный учебник — основные нормативные материалы для учителя и учащихся, для составителей методических учебных пособий. Даже дистанционная форма обучения не обходится без учебников. При работе учителя с программой и учебником надо различать нормативные и творческие аспекты. Чтобы увидеть их, остановимся подробнее на каждом документе в отдельности. Вначале рассмотрим программу, ее функции в учебно-воспитательном процессе, отношение к ней учителей и соотношение ее с учебником. Затем покажем те проблемы, которые возникают при переходе от программы к учебнику.

Программа и ее творческое восприятие. Представление о содержании образования меняется в зависимости от уровня его рассмотрения. Речь идет о содержании образования на двух уровнях: уровне учебного предмета и уровне учебного материала.

На уровне учебного предмета содержание образования фиксируется главным образом в программе списком вопросов. Совокупность, например, всех программ по естественно-научным дисциплинам отражает целостность содержания естественно-научного образования. Главная функция программы — фиксация содержания учебного предмета.

Известно, что программа не сводится только к списку вопросов. В ней указываются: деление курса на классы, части, темы; последовательность их изучения; сетка часов. Даже этот перечень вопросов, отраженных в программе, помимо содержания других ее разделов говорит о том, что в ней есть и процессуальная направленность. Таким образом, программа реализует две основные функции: фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета и служит определенным нормативом для деятельности. Кроме того, она подготавливает переход к учебнику, являясь для его авторов ориентиром в их деятельности.