English Globe understanding the world

Open menu
 

Школьная программа и учитель

002.jpgКак же относятся учителя к разделупрограммы, в котором указаны цели и задачи обучения? Читают ли они его,являются ли цели и задачи курса ориентиром их деятельности? И вообще какую рольиграет программа в работе учителя?

Для того чтобы выявитьотношение педагога к программе, ее разным разделам, уловить в какой-то степениее роль в деятельности учителя, мы провели беседы и специальное анкетирование.В анкете было десять вопросов, вопросы пересекались и контролировали другдруга. В совокупности (особенно с пятого по девятый) они давали возможность вкакой-то степени определить, что в программе является для учителя нормативом, ав чем проявляется педагогическое творчество. Все вопросы были полуоткрытыми ипредполагали конкретные ответы, за исключением последнего, открытого вопроса.

Приведем вопросыанкеты: 

  • Читаетели вы все разделы программы?
  • Какойее раздел для вас самый важный?
  • Естьли у вас необходимость обращаться к целям и задачам, сформулированным впрограмме?
  • Каквам помогает раздел программы, в котором указаны требования к знаниям, умениям,навыкам?
  • Чтовы меняете в своей работе по сравнению с программой?
  • Чтовы добавляете или пропускаете в учебном процессе по сравнению с программой?
  • Оставляетели вы время на повторение в каждой теме, разделе?
  • Достаточноли времени на повторение предусмотрено программой?
  • Чтодля вас более значимо при подготовке к уроку: программа или учебник, если онине совпадают по логике построения курса?
  • Какиенаправления перестройки программы вы считали бы наиболее актуальными? 

Анкета анонимная. Отучителей требовалось указать только название учебного предмета и стаж работы.На данную анкету (как и на другие, о которых будет сказано ниже) было полученопятьдесят ответов. Они представляли шесть разных регионов страны. Выбор школбыл случайным. Большое сходство ответов делает их убедительными.

Из ответов учителейследует, что необходимости ориентироваться на цели и задачи курса у них невозникает. Приведем наиболее выразительные в этом отношении ответы молодогоучителя на первые три вопроса: 

  1. Всвое время прочла всю программу (в институте) и больше целиком не читала.
  2. Объяснительнаязаписка.
  3. Пожалуй,нет, так как я исхожу из каких-то своих целей (может быть, они не совпадают, ноэти я сформулировала сама, а тех не знаю). 

Некоторые опытныеучителя на второй вопрос анкеты ответили, что для них более значим раздел, вкотором указана последовательность вопросов. Цели и задачи курса, по-видимому,для них тоже не являются важным ориентиром деятельности.

Очень хорошо, когдаучитель старается формулировать свое понимание целей; это говорит о еготворческой направленности. Но ведь соотнести свои цели с теми, которые зафиксированыв нормативном документе, тоже полезно. Может быть, что-то упущено, а можетбыть, у учителя возникнут конструктивные предложения о совершенствованииформулировок целей и задач в программе (они там даны без необходимой иерархии).

Главный вывод, которыйможно сделать из анализа ответов на три вопроса анкеты и бесед с творческимиучителями, состоит в том, что объяснительная записка, цели и задачи курсаособого значения как ориентир деятельности для учителя в процессе обучения неимеют.

Это еще раз говорит онеобходимости совершенствования формулировок целей и задач курса, установленияих иерархии, полноты и конкретности. Они должны не только быть ориентиром,направляющим деятельность учителя, но и побуждать его творческую активность вих реализации. Очень полезно, чтобы на методических объединениях предметомспециального разговора стали цели и задачи курса в соответствии с требованиямик знаниям и умениям учащихся.