English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Разное >> Преподавателям >> Психология в работе учителя >> Самосознание науки

Самосознание науки

001.jpegВ последние десятилетия бурно развивалось самосознание науки. Сущность этой тенденции состоит в попытке сделать саму науку объектом исследования с разных позиций. Возникло целое направление — науковедение. Все больше появляется работ по методологии науки, усиливается внимание ученых к путям, методам познания, к основаниям науки.

Необходимо отметить, что внимание ученых к науковедческим вопросам, основаниям науки проявлялось всегда, а особенно — в периоды наибольших трудностей в науке. Не случайно мы находим обсуждение очень важных вопросов, связанных с принципами научного исследования, у классиков современного естествознания. Так, в работах А. Эйнштейна обсуждается неоднократно вопрос о переходе от опыта к фундаментальному закону. Ученый подчеркивал, что к этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция. «Не существует никакого индуктивного метода, который мог бы вести к фундаментальным понятиям физики. Не зная этого обстоятельства, многие исследователи 19 в. стали жертвами серьезной философской ошибки». Очень важный вывод для понимания теоретических вопросов — мысль о значении и ограниченности роли математики в науке. А. Эйнштейн писал: «Высшая аккуратность, ясность и уверенность — за счет полноты».

Обсуждение методологических вопросов мы находим также в трудах В. Гейзенберга, Н. Бора, М. Борна, М. Планка, Э. Шредингера, Л. И. Мандельштама, С. И. Вавилова и других теоретиков естествознания.

Рост самосознания науки влияет на содержание образования, что выражается в увеличивающемся внимании к методам науки, а также во включении нового компонента — методологических знаний. Например, в ряде учебных пособий по естественным дисциплинам появились целые разделы, посвященные научной деятельности, методам науки. Есть книга по химии, написанная под руководством лауреата Нобелевской премии Г. Сиборга, в которой изложение построено таким образом, чтобы приобщить учащихся к методам исследования. Почти всю информацию они получают здесь самостоятельно, путем поиска. В ряде отечественных учебных пособий для поступающих в вузы также наблюдается попытка описать методы науки, включить небольшие абзацы о методологических знаниях.