English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Разное >> Преподавателям >> Психология в работе учителя >> Реализация школьной программы

Реализация школьной программы

Нормой при работе с программой является ее полная реализация: все научные вопросы рассмотрены, рефераты, лабораторные и практические работы выполнены. Однако сетка часов, отведенная программой на изучение тем, довольно примерная. Учитель самостоятельно распределяет время внутри темы, учитывая и лекции, и семинары (в старших классах), и решение задач, и другие формы работы. Он может менять и последовательность изучения вопросов. Правда, на этом пути при изучении естественно-научных дисциплин могут встретиться большие трудности. Последовательность вопросов во многом связана со способом их раскрытия. Например, понятие массы в программе по физике (и в учебнике) предшествует второму закону Ньютона. Значит, оно вводится независимо от этого закона. В программах же и учебниках прошлых лет да и во многих современных учебных пособиях понятие массы вводится одновременно со вторым законом Ньютона и формулируется в связи с ним. Этот пример мы привели для того, чтобы показать: изменение последовательности изучения может привести к тому, что некоторые понятия будут определяться иначе.

Лабораторные и практические работы, предусмотренные программой, проводятся полностью, но в соответствии с тем оборудованием, которое есть в кабинете, и мнением учителя об их целесообразности. Это же относится к демонстрациям.

Реализация школьной программы должна опираться на творческое начало учителя, который исходит из реальных возможностей класса и своих представлений о значимости того или иного педагогического воздействия. При дифференцированном обучении факт индивидуальных различий, интересов школьников учитывается несравненно больше, чем при едином. Но и здесь последнее и главное слово за учителем. Например, одни школьники, учась в физико-математической школе, собираются поступать на философский факультет (да, таких немало), другие — в физико-технический вуз, а третьи пойдут работать. И глубина требований учителя к таким ученикам, естественно, неодинакова. Это знает каждый опытный педагог.

Программа, которая должна быть реализована в принципе, во всем остальном воспринимается учителем творчески.