English Globe understanding the world

Open menu
 

Реализация школьной программы

Нормой при работе с программой является ее полная реализация:все научные вопросы рассмотрены, рефераты, лабораторные и практические работы выполнены.Однако сетка часов, отведенная программой на изучение тем, довольно примерная.Учитель самостоятельно распределяет время внутри темы, учитывая и лекции, исеминары (в старших классах), и решение задач, и другие формы работы. Он можетменять и последовательность изучения вопросов. Правда, на этом пути приизучении естественно-научных дисциплин могут встретиться большие трудности.Последовательность вопросов во многом связана со способом их раскрытия.Например, понятие массы в программе по физике (и в учебнике) предшествуетвторому закону Ньютона. Значит, оно вводится независимо от этого закона. Впрограммах же и учебниках прошлых лет да и во многих современных учебныхпособиях понятие массы вводится одновременно со вторым законом Ньютона иформулируется в связи с ним. Этот пример мы привели для того, чтобы показать:изменение последовательности изучения может привести к тому, что некоторыепонятия будут определяться иначе.

Лабораторные и практические работы, предусмотренныепрограммой, проводятся полностью, но в соответствии с тем оборудованием,которое есть в кабинете, и мнением учителя об их целесообразности. Это жеотносится к демонстрациям.

Реализация школьной программы должна опираться на творческоеначало учителя, который исходит из реальных возможностей класса и своихпредставлений о значимости того или иного педагогического воздействия. Придифференцированном обучении факт индивидуальных различий, интересов школьниковучитывается несравненно больше, чем при едином. Но и здесь последнее и главноеслово за учителем. Например, одни школьники, учась в физико-математическойшколе, собираются поступать на философский факультет (да, таких немало), другие— в физико-технический вуз, а третьи пойдут работать. И глубина требованийучителя к таким ученикам, естественно, неодинакова. Это знает каждый опытныйпедагог.

Программа, которая должна быть реализована в принципе, вовсем остальном воспринимается учителем творчески.