English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Разное >> Преподавателям >> Психология в работе учителя >> Отношение учителя к программе

Отношение учителя к программе

Отношение учителя к программе

Обратимся теперь к ответам учителей на вопросы нашей анкеты.

На вопрос «Как вам помогает раздел программы, в котором указаны требования к знаниям, умениям учащихся?» большинство ответило сдержанно: «является некоторым ориентиром», «помогает выбирать направление работы», «является некоторой справкой о том, что дети должны знать в конце года». Сдержанность учителей, по-видимому, объясняется тем, что, как написано в одной анкете, «формулируются требования достаточно расплывчато». Действительно, в требованиях к знаниям и умениям, по существу, перечисляется тот же список вопросов, который дан в основном разделе программы.

Обобщив ответы на остальные вопросы, можно сделать следующие выводы. Анкет, в которых указывалось бы, что учитель ничего не меняет по сравнению с программой, буквально единицы. Опытные учителя меняют последовательность изучения материала, количество часов, отводимых на тему, допустим, в изучении делового английского. Изменять последовательность изучения вопросов их нередко побуждают, по их мнению, несоответствие программы и учебника, объем и трудность материала. «Когда материал учебника по объему не соответствует программе или наоборот, то приходится на одну тему брать меньше часов, на другую больше». Опытные учителя оставляют время и на повторение, не всегда предусмотренное программой.

Все опрошенные учителя независимо от стажа ответили, что они ничего не пропускают из программы, а добавляют материал из области техники, науки, краеведения, из художественных произведений. Из этих ответов нельзя было сделать вывод, что учителя добавляют в процессе обучения историко-научный, мировоззренческий, философский материал, Но в ответах на вопросы, связанные с учебником, говорилось о включении учителем историко-научных знаний и других, имеющих большой воспитательный потенциал.

Все опрошенные считают, что времени на повторение программой предусмотрено мало и учителю его надо выкраивать самому. Отсюда одно из направлений совершенствования программ они видят в планировании обобщающих повторительных лекций по каждой теме и в дифференциации вопросов и заданий в программах.

Из ответов начинающих учителей напрашивается вывод, что программа не является для них значимым ориентиром в их деятельности. Почему сложилась такая ситуация, что молодому учителю программа, по существу, оказалась ненужной? Ответ простой. Молодому учителю дают поурочные разработки, в которых указаны номер урока в теме и номер урока от начала учебного года. И в ряде школ (к счастью, не во всех) учитель не имеет права отходить от предложенного ему планирования. Администрация школы и инспекторы, посещая уроки, сверяют тему урока с соответствующей темой в методических журналах. И бывают большие неприятности у учителя, если реальная тема урока не совпадает с планируемой. Учителю говорят: «Вы не умнее тех людей, которые разработали поурочное планирование, его и придерживайтесь». Надо надеяться, что сегодня такое жесткое поурочное, без учета реальности, планирование повсеместно ушло в прошлое и учителя могут творчески работать с программой, разрабатывая собственное тематическое планирование.