English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Разное >> Преподавателям >> Психология в работе учителя >> Трудность перехода от программы к учебнику

Трудность перехода от программы к учебнику

Трудность перехода от программы к учебнику

Программа, фиксируя содержание образования списком вопросов, одновременно подготавливает переход на уровень учебного материала. Последний раскрывается в учебниках и учебных пособиях, в книгах и дидактических материалах для учащихся, в методиках и методических рекомендациях для учителя. Главным нормативным документом является учебник. Но как же труден и неоднозначен переход от программы к учебнику!

Внимание учителей давно уже, наверное, привлек тот факт, что под одну и ту же программу по многим предметам написаны разные учебники. Они отличаются друг от друга не только языком и стилем изложения, что совершенно естественно; понятна и вариативность методики изложения. Но почему учебники по естественнонаучным дисциплинам при одной программе различаются отбором научного материала, глубиной его раскрытия? Ведь от этого зависит сложность учебника, а значит, его доступность.

Вариативные (параллельные) учебники очень полезны и нужны школе, но при условии близкого уровня сложности. От вариативных учебников нужно отличать дифференцированные, которые с самого начала строятся по определенному замыслу исходя из разных возможностей учащихся. Вариативные же учебники рассчитаны на одного и того же «среднего» ученика. Однако на практике, как это ни удивительно, они нередко различаются даже формулировкой устоявшихся фундаментальных вопросов науки.

Это означает, что учебники передают фактически разное содержание. Почему возможна разная сущностная трактовка в учебниках устоявшихся, казалось бы, вопросов науки? Что является опорой для автора учебника при раскрытии программных вопросов?

Анализ учебников показывает, что автор раскрывает программные вопросы в значительной степени на основе своего личного осмысления науки, производства, действительности. Традиция преподавания имеют для автора учебника ограниченное значение, что может быть в одних случаях полезно, в других — вредно.

При любой программе для автора учебника остается большая свобода выбора в отношении глубины отражения программных вопросов, а значит, и сложности учебника. Однако важным объективным ориентиром, зафиксированным в программе, может быть фактор времени при его определенной стабильности. Именно время, отведенное на изучение той или иной темы, в соотнесении со значимостью отдельных вопросов и выявленной совокупностью затруднений учащихся (характер которых автор обязан знать) должно диктовать автору учебника возможную глубину раскрытия предмета.

Учитель, выбирая учебник, не должен удивляться разному отбору учебного материала. Автор учебника воспринимает программу так же творчески, как и учитель. Переход от программы к учебнику, как и от учебника к обучению, происходит через личностное восприятие науки. Тем не менее, определенные принципы перехода от программы к учебнику, отбора содержания научного материала в учебник должны быть. Это важнейшая проблема дидактики и частных методик.




Летний лагерь с английским языком — это система отдыха, во время которого детям предоставляется возможность изучать язык, отдохнуть от учебы, получить новые впечатления и набраться сил. Вы попадете в страну, где есть свои традиции, правила, история и обычаи. Здесь очень весело!