English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Разное >> Преподавателям >> Психология в работе учителя >> Дидактические требования к учебнику по основам наук

Дидактические требования к учебнику по основам наук

Речь идет об одной очень важной составляющей учебника — о его логическом аспекте. Именно от этого в значительной степени зависит понимание, качество усвоения школьниками учебного материала. Недаром большинство учителей на вопрос «Каким должен быть учебник, чтобы вы считали его доступным?», ответили «Логичным».

Затруднения школьников обусловлены организацией учебного материала в учебнике в той степени, в какой она влияет на осознанное, целостное и системное усвоение знаний. Структура учебника помогает или затрудняет выделить целое и части, увидеть, что с чем и как связано, осуществить самоконтроль, быстро ориентироваться при работе с учебником, объединяя с ним учебный материал пособий и книг для учащихся.

Как обстоит дело с организацией материала в учебниках?

Рассмотрим варианты предметной структуры учебника как целого. Под структурой, как известно, понимается внутренний способ организации целостной системы, взаимосвязь между ее элементами. Структура подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Поскольку основания для организации системы могут быть различными, то и части — элементы ее — можно выделить по-разному. Другими словами, структура учебника как целого может быть вариативной.

Проведя сравнительный анализ учебников по основам наук, мы приходим к выводу, что единого пути построения предметной структуры нет. В одном случае она может строиться по усложнению объекта изучения (следуя логике науки), а в другом — в соответствии с развитием предмета изучения. Первый путь дает более целостную картину научного знания, но труднее для восприятия учащихся. Второй путь более искусственный относительно объекта изучения, и тут требуются специальные средства для создания целостной картины. В качестве таких средств выступают: введение (в котором должна быть дана целостная, малорасчлененная картина объекта изучения и научного знания о нем, предмета изучения), вступительные и обобщающие тексты к разделу, главе, курсу с соответствующими названиями. Выбор того или иного пути построения предметной структуры зависит от многих факторов, в частности, от того, как изучается курс — в линейной или концентрической последовательности.

 


Если Вы не успеваете сделать важную для Вас работу по предметам, то лучшее решение в этой ситуации – заказать эссе, которое напишут для Вас специалисты нашей компании.