English Globe understanding the world

Open menu
 

Учебник и творчество учителя

В какой степени учебник является для преподавателя нормативным документом? Что он меняет, развивает в действующем учебнике, не заменяя автора учебника?

Из педагогической практики и ответов на вопросы, связанные с отношением учителей к программе и учебнику, мы сделали определенные выводы. Преподаватели меняют по сравнению с программой и учебником практические работы, добавляют и изменяют примеры. Они могут показывать другие иллюстрации, делать свои рисунки. И, конечно же, учителя меняют стиль изложения, и не только потому, что есть разница между письменной речью и устной. В изложении учителя гораздо сильнее проявляется эмоциональное отношение к излагаемому материалу (если оно есть), чем в конспективном письменном тексте.

Итак, в чем же проявляется творчество учителя при работе с учебником?

В принципе учитель может даже создать свой оригинальный учебник под действующую программу. В подобных ситуациях он одновременно выступает в нескольких ролях: автора, экспериментатора, проверяющего учебник, и педагога, реализующего процесс обучения. Но такое все-таки бывает редко. И не потому, что среди учителей мало людей, способных создать свои учебники. Ведь творческий учитель в процессе обучения передает всегда свое личное понимание научного материала, подбирает свои примеры.

Проблема состоит в том, что если учитель работает по «своему» учебнику, которого у школьников нет, то ему приходится все время читать им лекции, а учащиеся должны их записывать. Все урочное время уходит на запись теории и условий задач. Иначе как ученики дома повторят материал и выполнят задания? Несомненно, что если постоянно загружать уроки диктовкой большого объема материала (а в старших классах он действительно большой), то не остается времени на разнообразные виды познавательной деятельности на уроках, на обучение школьников целостному длительному рассказу. 

Практика показывает, что учителя создают свои дидактические материалы, которые имеют, по их мнению, очень большое значение, например, пособие с листами опорных сигналов. Речь идет фактически о новом учебнике, в котором кодируются крупные блоки учебного материала; этим сокращается время его изучения. Но содержание образования нельзя передать полноценно без вербального формирования понятий, теоретических положений, мировоззренческих представлений, методологических и историконаучных знаний в единстве с определенной деятельностью.