Изобретательность. Составление общей картины.
Нас окружает информация. Мы пропускаем через себя стремительный поток данных. И нам требуется каким-то образом осмыслить их.
Очень часто нам приходится бывать на совещаниях, которые начинаются еще до того, как присутствующие получают представление о повестке дня. Мы сидим и слушаем ораторов, которые в начале своей речи не сообщают, о чем именно они собираются говорить. Мы присутствуем на занятиях, где преподаватель приступает прямо к теме, опуская соответствующий контекст. Мы работаем с компаниями, принимающими программы глобальных перемен, когда никто не объясняет всем заинтересованным лицам причину этих изменений и когда практически никто не понимает смысла поступающей информации. В личной жизни мы сталкиваемся с множеством потенциально благоприятных ситуаций, когда поступающая информация представляется как единственная возможная реальность, а не как одна из точек зрения.
Такого рода ощущения крайне неблагоприятны для мозга. Как вы уже знаете, для его эффективной работы требуется устанавливать связи между объектами и находить закономерности. Уберите контекст, и станет намного труднее связать то, что вы видите, слышите или ощущаете с уже известными фактами. Повышается также вероятность того, что вы будете испытывать беспокойство или дискомфорт, пытаясь оценить значимость явления, с которым вы столкнулись.
Один из наиболее важных навыков учебы — это способность задавать вопросы, ответы на которые позволят составить общую картину происходящего. Кроме того, вам, возможно, понадобится приостановить развитие ситуации и проверить, что происходит.
- Мне очень жаль, но я действительно не знаю, о чем идет речь. Вы не могли бы объяснить?
- Может, я что-то пропустил? Это как-то не вяжется с моим представлением о том, что нам предстоит сделать. Поясните, пожалуйста.
- Вы не могли бы повторить, что вы намерены обсудить на этом занятии?
- Было бы очень полезно, если бы вы рассказали, что нам сегодня предстоит изучить.
- Мне было бы легче, если бы вы потратили несколько минут и в общих словах очертили свой подход к этой проблеме.
- А как это соотносится с общей картиной?
- Погодите! Мне нужно, чтобы вы остановились и объяснили, какое значение это имеет для проблемы в целом.
- Вы не могли бы уделить немного времени и объяснить, как это встраивается в общую картину?
- Я действительно не понимаю. Вы мне поможете разобраться?
- Мы не могли бы прерваться на несколько минут и пояснить тему этого занятия?