English Globe understanding the world

Open menu
 

Обучение и жизнь. Изменения и мозг.


012.jpgВы уже познакомились с тем, как человеческий мозг развивался «вверх» от наиболее примитивного мозга пресмыкающихся, реакция которого простирается лишь немного дальше принципа «сражайся или беги». Размеры и сложность мозга увеличивались по мере того, как перед ним вставали все более сложные задачи. Биологи-эволюционисты доказали, что этот процесс длился многие тысячи лет. Любое изменение предполагает стресс, но если уровень этого стресса слишком велик, то мозг перестает работать с требуемой эффективностью. Это может происходить потому, что у людей, вовлеченных в процесс перемен, появляется ощущение потери контроля над своей жизнью.
Вы уже познакомились с различными теориями, описывающими процесс обучения. Мы учимся посредством ассимиляции и приспособления. Вы ассимилируете информацию из книг и телевизионных программ. Вы приспосабливаетесь, размышляя над собственным опытом и соответствующим образом изменяя свое поведение. Вы разрабатываете концепцию, проверяете ее, внедряете в жизнь, а затем оцениваете приобретенный опыт. В результате вы изменяете свое поведение.
Мы уже рассматривали некоторые теории мотивации, и вы, возможно, помните разницу между внутренней и внешней мотивацией. Все предыдущие исследования доказывают, что человек работает эффективнее, когда мотивация идет изнутри, а не тогда, когда он вынужден выполнять механическую работу. Люди, занятые решением проблем и вовлеченные в процесс поиска решения, становятся «собственниками» этого решения. Другими словами, мы чувствуем себя в подчиненном положении, когда нам просто приказывают измениться, — даже если нам предлагают заманчивое вознаграждение. Мозг человека желает найти свое решение и создать собственную новую теорию. Нам требуется обдумать свой опыт и сделать из него необходимые выводы.
И последнее — мозг является чрезвычайно сложным механизмом выживания. Он следит за тем, чтобы в организме вырабатывались соответствующие химические вещества для стимуляции бегства от опасности, когда в этом возникает необходимость. Он умеет распознавать сигналы опасности в поведении людей и других существ. Для того чтобы обеспечить выживание организма, мозг проявляет необыкновенную гибкость, или пластичность, как предпочитают выражаться неврологи. Он способен адаптироваться даже в случае серьезных повреждений — к примеру, в результате болезни или инсульта. Части мозга, которые обычно не используются для выполнения той или иной функции, берут на себя эту роль.
Таким образом, мозг обладает огромными резервами. Однако для достижения подлинной эффективности вам нужно научиться анализировать случившееся и предпринимать соответствующие действия.
Полезно помнить, что многие из нас отличаются «слепотой к переменам» и видят гораздо меньше, чем им кажется. Мы воспринимаем только важные детали происходящего, пропуская все остальное.