English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Изучаем English >> Советы по обучению >> Память, интеллект, успех >> Из истории мнемоники

Из истории мнемоники




mnemika_i_istoria.jpgИскушенному читателю может показаться немного непривычной логика подачи материала. Идет спокойное повествование о каких-то общих моментах, даются разнообразные и полезные рекомендации. И вдруг сразу же «быка за рога», без всяких плавных переходов начинаем запоминать.
Вы должны и можете начинать улучшать запоминание. Метод последовательных ассоциаций имеет скорее историческое значение, современные системы запоминания более точны и изысканы, в чем Вы убедитесь.
Зато, как развивающий память, внимание, воображение, метод последовательных ассоциаций занимает одно из ведущих мест.
Но коль скоро исторически это — первый метод запоминания, отнюдь не лишним будет познакомиться с историей мнемоники (искусства запоминания), тем более, что это позволит Вам проследить развитие этого замечательного предмета. В конце концов, это просто интересно.
Конечно, точной даты основания мнемоники как метода запоминания не существует, но первое упоминание о ней относится к 6-му веку до нашей эры.
Предание гласит, что первым упомянутым в летописях запоминателем был греческий поэт Симонид с острова Хеос Человек крайне интересный хотя бы даже с той точки зрения, что он первым догадался получать плату за свои стихи, то есть ввел в обиход такое понятие, как «гонорар». В Древней Греции поэзией занимались достаточно обеспеченные люди и считалось, что они вполне могут творить ради удовольствия, а не за плату.
И случилось однажды Симониду получить приглашение на торжество, виновник которого заказал поэту оду в свою честь.
Симонид не стал особенно себя утруждать, взял уже когда-то написанную оду, в половине которой подставил имя заказчика, а другую половину посвятил каким-то древнегреческим богам. То есть можно сказать, что Симонид ввел заодно и такое понято, как «халтура».
Хозяин торжества остался очень недоволен, Симониду уже хотели было указать на дверь, но тут поэту сообщили, что на улице его ждут двое молодых людей. Заказчик пошутил, что Симонид может получить гонорар с них, так он выплачивать что-либо за такую работу не намерен.
Как только Симонид вышел к этим юношам, как тут же здание где шла пирушка, обвалилось, похоронив под сводами всех кто был внутри. Поговаривали, что боги в награду за то, что Симонид включил их в оду, послали юношей исключительно для спасения творца.
В древней Греции все ходили одетыми в практически одинаклвые одежды, и родственникам было сложно разобраться в том, где чьи останки. Симонид же очень четко указал, где кто сидел.
После того, как его стали спрашивать о том, как он смог запомнить расположение гостей, Симонид моментально смекнул, что к чему и стал преподавателем мнемоники.
Вообще, в Древней Греции и Древнем Риме искусство запоминания было доведено практически до совершенства. Вести конспекты речей и лекций считалось признаком дурного тона.
Ну, на это были и чисто технические причины: бумага по пустякам не расходовалась.
Именно в Древней Греции впервые задумались о природе памяти, и первая теория принадлежит Аристотелю, введшему модель работы памяти в виде восковой дощечки с отпечатанными на ней следами. Немалый вклад внес в исследования и Квинтиллион, положивший, кстати, начало так называемой учебной мнемоники, то есть обыкновенной зубрежки.
Большое значение имели и работы великого Пифагора, который был не только математиком, изобретшим знаменитую теорему, но и великолепным психологом. Психотехниками Пифагора пользовались Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Наполеон.
Сам же Пифагор считал, что знания к нему пришли от мудрецов древней Атлантиды. Часть знаний также досталась Критским царям и египетским жрецам.
Увы, мощная пифагорейская школа была разгромлена завистниками. До нас дошла только незначительная часть наследия великого мудреца. Но упражнение, с помощью которого можно развить феноменальную память, все же дожило до наших времен, благополучно было опубликовано в тридцатых годах нашего века и принадлежит его авторство именно Пифагору.
С упадком римской империи наступил и упадок мнемоники, возродили которую в средние века монахи-доминиканцы. Они использовали мнемонику в миссионерских целях, демонстрируя чудеса запоминания и как бы подчеркивая этим, что все, кто обратиться в их веру, смогут делать то же самое.
Самыми выдающимися запоминателями были Питер Раввена, выпустивший в 1412 году великолепный учебник по мнемонике и знаменитый Джордано Бруно.
История свидетельствует, что Джордано Бруно неоднократно предупреждался церковным начальством о недопустимости использования образов нечистой силы с целью построения ассоциаций, по тот эти предупреждения игнорировал. В результате им активно начала интересоваться инквизиция, и Джордано пришлось срочно уехать в Англию, где он выпустил несколько прекрасных учебников по искусству запоминания и преподавал в известных тамошних университетах.
Инквизиция, как всем нам известно, свое дело сделала, и мнемоника надолго ушла в тень. Чтобы снова начать свое возрождение в конце 19-го — начале 20-го веков. Именно к этому периоду относятся книги по развитию памяти, считающиеся непревзойденными.   
Книги эти издавались по всему миру, именно к этому периоду относится появление такого феномена, как Щерешевский, вошедший в историю, как человек, который ничего не забывал. Отец Шерешевского был книготорговцем, мальчик с детства перечитал псе, что касается памяти и сумел развить ее до неимоверных пределов. Причем по-детски считал это самым обычным делом.
Однажды, когда Шерешевский уже работал журналистом, главный редактор заметил, что тот никогда ничего не записывает.
Поначалу, это было принято за обычную лень и нерадивость, но сотрудники журнала с удивлением обнаружили, что Шерешевскчй способен слово в слово воспроизвести многочасовое интервью.
Феноменом занялся академик Лурия, который просто не сумел обнаружить границ памяти у Шерешевского. По результатам исследований была написана книга «Маленькая книжка о большой памяти», ставшая культовой и во многом определившая развитие мнемоники во всем мире.
Мы уже указывали причины, по которым интерес к искусству запоминания начал стремительно возрастать во всем мире. А коль скоро есть спрос, то непременно появится и предложение. Сейчас в мире есть несколько выдающихся систем развития памяти, выпускаются книги на эту тему, которые неизменно вызывают интерес у читателей.
Интepec к мнемонике привел к тому, что в мире стали проводиться международные соревнования по запоминанию, называемые Мемориады, вызывающие неизменный интерес у зрителей. Соревнования проводятся по некольким номинациям, среди которых:
- запоминание числа Пи (рекорд лежит в области 30 000 знаков после запятой);
- скоростное запоминание чисел (примерно 2500 цифр за полчаса - обычный результат);
- скоростное запоминание иностранных слов;
- запоминание колоды карт на время; запоминание максимального количества карт.
Как правило, все чемпионы не обладают какими-то особенными природными задатками.
Всего они достигли благодаря регулярным занятиям.





В обучении все методы хороши. Выучить английский по скайпу сегодня можно легко, такую уникальную возможность дает нам популярный среди обучаемых ресурс www.engblog.ru.