Алфавитная система опорных точек
Наверняка многие из Вас еще со школьных времен, отлично помнят алфавит. Чем не система
опорных точек? Остается только перевести буквы в конкретные образы. Самое простое исходить из внешнего сходства букв с какими-либо образами.
Но сначала поговорим вот о чем. Вы когда-нибудь видели страницы рукописей или конспектов великих людей? Наверняка видели где-нибудь в виде иллюстрации. А обратили ли Вы внимание на то, что эти рукописи обильно снабжены всякими рисуночками, пометками, закорючками? Разумеется, ведь это нельзя не заметить.
И эти рисуночки не просто какая-то прихоть или фантазия великого человека. Это стремление переработать материал, стремление включить в процесс мышления и зрительный и моторный каналы. Пусть гении делали это зачастую на интуитивном уровне. Чем Вы хуже гениев? Делайте это сознательно.
Вы опять же, наверняка брали у товарища конспекты лекций или каких-либо учебников. И заметили, насколько лучше идет работа с конспектом, оживленным маленькими картинами, рожицами, просто забавными фигурками. Даже книгу Вы предпочтете с картинками.
О роли зрительного материала мы поговорим
дальше, а сейчас мы предлагаем Вам стать художниками и порисовать. Просто постепенно приучайте себя не только к словам, но и к зрительному закреплению информации.
Ведите свои конспекты и тетради с помощью чернил разного цвета. Украшайте их картинками. Ведь это не просто картинки, это пиктограммы, то есть маленькие символы, помогающие глубже усвоить суть материала.
А потренируемся мы на алфавитной системе опорных точек. Мы будем подсказывать, на что похожи буквы, а Вы рисуйте рядом эти образы. И не стесняйтесь того, что рисунки получатся пока не очень художественными. Зато с помощью Ваших рисунков Вы эту систему сможете очень быстро запомнить. Вы ведь будете не просто запоминать, а творчески подходить к материалу.
Мы провели экспериментальное наблюдение по запоминанию этой системы опорных точек. Одна группа запоминала систему, просто глядя в написанный после диктовки список слов-образов, вторая по ходу диктовки системы образов делала только рисуночки. Результат — те, кто делал рисунки, запомнили эту систему практически с ходу, «словесной» группе понадобилось несколько повторений.
Начнем. Рисуйте.
- А - Эйфелева башня.
- Б - бульдозер на гусеничном ходу. Понятно, что просто трактор похож больше, но слово "бульдозер" начинается с буквы "Б".
- В паруса.
- Г - подъемный кран. Ном можно представить и виселицу
- Д - домик
- Е - расческу
- Ж - жучок или снежинка
- З - усы или змея
- И - молния
- К крокодил, жадно разинувший пасть
- Л - стремянка
- М - горы или детские качели
- Н кровать или мост
- О - колесо или бублик
- П - турник.
- Р - флажок или сачок для ловли бабочек
- С - серп или молодой месяц.
- T - молоток
- У - рогатка
- Ф - филин.
- Х - ножницы.
- Ц - дачный умывальник
- Ч - стул или жираф, оба, естественно, в перевернутом виде
- Ш - забор
- Щ - грабли
- Ь - сапог или валенок
- Ы - лыжник, этакий пузатенький, которому пора с помощью лыж сгонять вес
- Ъ - черпак
- Э - спутниковая антенна
- Ю - ключ в дверях
- Я - человечек или детская горка.
Итак, получилась 31 опорная точка. Не так и мало. А теперь проиллюстрируем этот фон в работе. Выполним тест на 30 слов. Вот первые из них:
- Акваланг
- Очки
- Свисток...
Остается связать с помощью ассоциаций запоминаемые предметы с опорными точками, вернее, с образами опорных точек.
- На Эйфелеву башню надели гигантский акваланг, как будто она собралась нырнуть в Сену.
- Бульдозер ковшом сгребает огромную кучу очков.
- 3. Паруса наполняются ветром из гигантского свистка.
Дальше Вы можете легко продрать все сами. Главное, что принцип вы поняли.
Когда надо этот список вспомнить. Вы проходите по алфавиту и спокойно «снимаете» с образов букв образы запоминаемых слов
Сейчас обучение за границей стало доступно всем. Образование в Великобритании всегда было привлекательным для учащихся всего мира. Хотите попробовать? Обратитесь за помощью к www.collegeforyou.ru.