English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Разное >> Преподавателям >> Психология в работе учителя >> Что такое педагогика?

Что такое педагогика?

Что такое педагогика?

«С точки зрения педагогики только обучение ведёт к правильному восприятию мира. С другой стороны, сам человек представляет собой самообучающуюся систему, что является существенной его отличительной чертой. По существу, все педагогические теории занимались тем, что формулировали критерии правильного, на их взгляд, соотношения между обучающим воздействием и инициативой ученика».

Однако сегодня педагогика как наука заметно отстаёт от педагогики как практики. К настоящему моменту стал очевидным разрыв между практикой образования и её научным обеспечением. Это проявляется прежде всего в том, что педагогическая наука не реализует своей основной функции — развития деятельности, обеспечивая, главным образом, совершенствование и воспроизводство традиционно сложившихся типов образовательной практики. В то же время инновационные процессы в практике, как правило, возникают и развиваются спонтанно, вне науки, не оформляются наукой и не становятся основанием для прогнозирования и проектирования новых типов деятельности.

Особенно заметно это отставание в дидактике. Если отнестись с большим доверием к высказываниям многих науковедов и специалистов по теории познания, утверждающих, что основной движущей силой развития наук являются запросы практики, то тогда мы имеем налицо поразительный феномен «застоя» — более трёх веков одна из самых многочисленных практик (а практика обучения именно таковой и является) порождает множество проблем, а дидактике — хоть бы что.

За множеством слов, заимствуемых без понимания их смысла из других научных дисциплин, теряются и собственные смыслы педагогики. В результате теоретическую педагогическую литературу перестают читать практики. У многих из них складывается глубокое внутреннее убеждение, которое с присущим ему юмором хлёстко сформулировал Сирил Паркинсон:«Мы все знаем, что успешное обучение в классах старше приготовительного включает

  • а) обширное и углублённое знание сложного предмета,
  • б) энтузиазм по отношению к этому предмету, который должен передаваться ученикам, и
  • в) несколько профессиональных приёмов, почерпнутых из однотомного учебника и освоенных за три недели практики.

Искусство же теоретиков в области образования состоит в том, чтобы превратить этот последний пункт в нагромождение претенциозного вздора, затуманенного терминами и психологической болтовнёй. Заниматься научными исследованиями в области методики преподавания — значит забыть об а) и сделать невозможным овладение в). Те, кто могут преподавать, преподают, те же, кто не может, учат учителей, как учить других учителей искусству обучения. Это братство учёных методологов есть своего рода государство в государстве, где собрались люди, посвятившие себя изучению «Ничего».

 


Миссия Института – доступность, мобильность и универсальность образования. Юриспруденция дистанционно  - это реальность!