English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Разное >> Преподавателям >> Психология в работе учителя >> Наука и учебный предмет (математика, английский язык, химия и т.д)

Наука и учебный предмет (математика, английский язык, химия и т.д)

ucheba_std.jpgНаука — очень многогранное понятие. Для обучения важно, что наука является логической системой развивающегося знания и видом специфической познавательной деятельности людей. Наука отражается в содержании всех учебных предметов. В учебные предметы с ведущим компонентом «научные знания» она входит непосредственно как система знаний и опосредованно как деятельность (ибо учащиеся не ведут научной работы). Если первое фиксируется программой, то второе в определенной мере раскрывается в учебнике, в деятельности обучения.

Непосредственное отражение науки состоит в том, что она является тем источником, из которого содержание учебного предмета черпает свой состав. Речь идет об основных структурных элементах науки и учебного предмета: фактах, понятиях, законах, гипотезах, теориях и их связях. (В учебных предметах, где ведущим компонентом являются «способы деятельности» или «художественное образование и эстетическое воспитание», отражены только некоторые элементы науки: факты, понятия, законы, идеи.)

Ясно, что на пути из науки в учебный предмет должен существовать фильтр, который пропускал бы только то содержание, которое необходимо для реализации целей обучения и удовлетворения потребностей учащегося. Как трудно, оказывается, создать такой фильтр! Сколько высказывается разных мнений о том, «чему надо учить»!

Теперь уже ясно, что только экспертным путем отобрать содержание образования нельзя. Кроме интересов науки должны быть учтены возможности школьников. Интересы учащихся, их потребности и способности, доступность обучения требуют его широкой дифференциации, создания различных учебных планов и различных программ. Требуются и различные учебники по всем предметам, будь-то английский язык в ЛингваОптима.ру или алгебра в городской средней школе. За рубежом дифференциация является принципом обучения. В нашей стране тоже есть немалый опыт дифференцированного обучения, есть и научные исследования в этой области. Однако проблема дифференциации еще ждет своей дальнейшей разработки и принятия научно-организационных мер.

Дидактические принципы конструирования содержания образования допускают большую его вариативность и различную сложность. Они формулируются в зависимости от типа учебного предмета. К сожалению, наука не имеет запретительных критериев для включения в учебный предмет того или иного научного вопроса. Особенно это касается старших классов. До сих пор это проблема проблем.

Раскрытие науки как деятельности необходимо для полноценного усвоения знаний и формирования научного мышления учащихся, для подготовки их к современному труду. Наука как деятельность включает ряд аспектов; некоторые из них имеют первостепенное значение для содержания образования. Это логика научной деятельности, методы научного познания, закономерности процесса научного познания.