English Globe understanding the world

Open menu
 

Опыт и мышление

Опыт и мышлениеВ современной науке наблюдается изменение роли опыта, возникает новое отношение между опытом и мышлением. Эта тенденция проявляется в нескольких взаимосвязанных факторах: при движении к новым результатам опыт не всегда (как раньше в естествознании) предшествует теоретическому построению, нередко он выступает только звеном в процессе проверки теории; понятия науки зачастую носят крайне абстрактный характер; научные факты входят в основные положения теории опосредованно, в явном виде опыт не включен в современные зрелые научные теории.

Изменение взаимосвязи между опытом и мышлением в современной науке выражается в содержании образования наметившимся (хотя и очень слабо) изменением функции учебного эксперимента, лабораторных работ. Если раньше курсы естествознания и само преподавание строились таким образом, что нескольких опытов или лабораторных работ было достаточно для «выведения» законов на уроке учителем или самими учащимися, то теперь учебные эксперименты все больше служат либо для обнаружения явлений, либо для иллюстрации законов. Нередко в учебниках можно встретить фразу, что хотя такой-то закон и получен как обобщение многовекового опыта, однако этот закон не очевиден и прямыми опытами его проверить нельзя. Другими словами, в неявном виде обнаруживается сложная связь между опытом и теоретическим построением.

Однако в этом вопросе опасна крайность, максимализация. Ученики должны быть убеждены, что «все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности».
С предыдущей тенденцией связана еще одна — уменьшение роли механической наглядности. Это выражается в отказе от представления механизма явлений единственным путем — только с опорой на механический образ, на жизненный опыт. Существует ряд явлений, механический образ которых невозможен. Например, нельзя создать механический, наглядный образ частицы, обладающей корпускулярными и волновыми свойствами.

Уменьшение роли механической наглядности (а иногда и отказ от нее) ведет в соответствующих учебных предметах к усилению значения других форм наглядности: графиков, формул, мысленных экспериментов. Например, все основные положения современных физических теорий — теории относительности и квантовой механики — иллюстрируются мысленными экспериментами. Этот же прием используется в научно-популярной литературе.



Если Вы решили заняться изучением языка, то курсы испанского для начинающих, которые проводит школа "Либерум", помогут Вам легко и быстро освоить навыки, получить базовые знания.