English Globe understanding the world

Open menu
Главная >> Домашняя работа >> ГДЗ по английскому языку >> Психология в работе учителя >> Самосознание науки

Самосознание науки

001.jpegВ последние десятилетия бурно развивалось самосознание науки. Сущность этой тенденции состоит впопытке сделать саму науку объектом исследования с разных позиций. Возниклоцелое направление — науковедение. Все больше появляется работ по методологиинауки, усиливается внимание ученых к путям, методам познания, к основаниямнауки.

Необходимо отметить, что внимание ученых к науковедческимвопросам, основаниям науки проявлялось всегда, а особенно — в периодынаибольших трудностей в науке. Не случайно мы находим обсуждение очень важныхвопросов, связанных с принципами научного исследования, у классиковсовременного естествознания. Так, в работах А. Эйнштейна обсуждаетсянеоднократно вопрос о переходе от опыта к фундаментальному закону. Ученыйподчеркивал, что к этим законам ведет не логический путь, а только основаннаяна проникновении в суть опыта интуиция. «Не существует никакого индуктивногометода, который мог бы вести к фундаментальным понятиям физики. Не зная этогообстоятельства, многие исследователи 19 в. стали жертвами серьезной философскойошибки». Очень важный вывод для понимания теоретических вопросов — мысль означении и ограниченности роли математики в науке. А. Эйнштейн писал: «Высшаяаккуратность, ясность и уверенность — за счет полноты».

Обсуждение методологических вопросов мы находим также в трудахВ. Гейзенберга, Н. Бора, М. Борна, М. Планка, Э. Шредингера, Л. И.Мандельштама, С. И. Вавилова и других теоретиков естествознания.

Рост самосознания науки влияет на содержание образования,что выражается в увеличивающемся внимании к методам науки, а также во включениинового компонента — методологических знаний. Например, в ряде учебных пособийпо естественным дисциплинам появились целые разделы, посвященные научнойдеятельности, методам науки. Есть книга по химии, написанная под руководствомлауреата Нобелевской премии Г. Сиборга, в которой изложение построено такимобразом, чтобы приобщить учащихся к методам исследования. Почти всю информациюони получают здесь самостоятельно, путем поиска. В ряде отечественных учебныхпособий для поступающих в вузы также наблюдается попытка описать методы науки,включить небольшие абзацы о методологических знаниях.