English Globe understanding the world

Open menu
 

Отношение учителя к программе

Отношение учителя к программе

Обратимся теперь к ответам учителей на вопросы нашей анкеты.

На вопрос «Как вам помогает раздел программы, в которомуказаны требования к знаниям, умениям учащихся?» большинство ответилосдержанно: «является некоторым ориентиром», «помогает выбирать направлениеработы», «является некоторой справкой о том, что дети должны знать в концегода». Сдержанность учителей, по-видимому, объясняется тем, что, как написано водной анкете, «формулируются требования достаточно расплывчато». Действительно,в требованиях к знаниям и умениям, по существу, перечисляется тот же списоквопросов, который дан в основном разделе программы.

Обобщив ответы на остальные вопросы, можно сделать следующиевыводы. Анкет, в которых указывалось бы, что учитель ничего не меняет посравнению с программой, буквально единицы. Опытные учителя меняютпоследовательность изучения материала, количество часов, отводимых на тему, допустим, в изучении делового английского.Изменять последовательность изучения вопросов их нередко побуждают, по ихмнению, несоответствие программы и учебника, объем и трудность материала.«Когда материал учебника по объему не соответствует программе или наоборот, топриходится на одну тему брать меньше часов, на другую больше». Опытные учителяоставляют время и на повторение, не всегда предусмотренное программой.

Все опрошенные учителя независимо от стажа ответили, что ониничего не пропускают из программы, а добавляют материал из области техники,науки, краеведения, из художественных произведений. Из этих ответов нельзя былосделать вывод, что учителя добавляют в процессе обучения историко-научный, мировоззренческий,философский материал, Но в ответах на вопросы, связанные с учебником,говорилось о включении учителем историко-научных знаний и других, имеющихбольшой воспитательный потенциал.

Все опрошенные считают, что времени на повторение программойпредусмотрено мало и учителю его надо выкраивать самому. Отсюда одно изнаправлений совершенствования программ они видят в планировании обобщающихповторительных лекций по каждой теме и в дифференциации вопросов и заданий впрограммах.

Из ответов начинающих учителей напрашивается вывод, чтопрограмма не является для них значимым ориентиром в их деятельности. Почемусложилась такая ситуация, что молодому учителю программа, по существу,оказалась ненужной? Ответ простой. Молодому учителю дают поурочные разработки,в которых указаны номер урока в теме и номер урока от начала учебного года. И вряде школ (к счастью, не во всех) учитель не имеет права отходить отпредложенного ему планирования. Администрация школы и инспекторы, посещаяуроки, сверяют тему урока с соответствующей темой в методических журналах. Ибывают большие неприятности у учителя, если реальная тема урока не совпадает спланируемой. Учителю говорят: «Вы не умнее тех людей, которые разработалипоурочное планирование, его и придерживайтесь». Надо надеяться, что сегоднятакое жесткое поурочное, без учета реальности, планирование повсеместно ушло впрошлое и учителя могут творчески работать с программой, разрабатываясобственное тематическое планирование.