English Globe understanding the world

Open menu
 

Трудность перехода от программы к учебнику

Трудность перехода от программы к учебнику

Программа, фиксируя содержание образования списком вопросов,одновременно подготавливает переход на уровень учебного материала. Последнийраскрывается в учебниках и учебных пособиях, в книгах и дидактическихматериалах для учащихся, в методиках и методических рекомендациях для учителя.Главным нормативным документом является учебник. Но как же труден инеоднозначен переход от программы к учебнику!

Внимание учителей давно уже, наверное, привлек тот факт, чтопод одну и ту же программу по многим предметам написаны разные учебники. Ониотличаются друг от друга не только языком и стилем изложения, что совершенноестественно; понятна и вариативность методики изложения. Но почему учебники поестественнонаучным дисциплинам при одной программе различаются отбором научногоматериала, глубиной его раскрытия? Ведь от этого зависит сложность учебника, азначит, его доступность.

Вариативные (параллельные) учебники очень полезны и нужнышколе, но при условии близкого уровня сложности. От вариативных учебников нужноотличать дифференцированные, которые с самого начала строятся по определенномузамыслу исходя из разных возможностей учащихся. Вариативные же учебникирассчитаны на одного и того же «среднего» ученика. Однако на практике, как этони удивительно, они нередко различаются даже формулировкой устоявшихсяфундаментальных вопросов науки.

Это означает, что учебники передают фактическиразное содержание. Почему возможна разная сущностная трактовка вучебниках устоявшихся, казалось бы, вопросов науки? Что является опорой дляавтора учебника при раскрытии программных вопросов?

Анализ учебников показывает, что автор раскрываетпрограммные вопросы в значительной степени на основе своего личного осмыслениянауки, производства, действительности. Традиция преподавания имеют для автораучебника ограниченное значение, что может быть в одних случаях полезно, вдругих — вредно.

При любой программе для автора учебника остается большаясвобода выбора в отношении глубины отражения программных вопросов, а значит, исложности учебника. Однако важным объективным ориентиром, зафиксированным впрограмме, может быть фактор времени при его определенной стабильности. Именновремя, отведенное на изучение той или иной темы, в соотнесении со значимостьюотдельных вопросов и выявленной совокупностью затруднений учащихся (характеркоторых автор обязан знать) должно диктовать автору учебника возможную глубинураскрытия предмета.

Учитель, выбирая учебник, не должен удивляться разномуотбору учебного материала. Автор учебника воспринимает программу так жетворчески, как и учитель. Переход от программы к учебнику, как и от учебника кобучению, происходит через личностное восприятие науки. Тем не менее,определенные принципы перехода от программы к учебнику, отбора содержаниянаучного материала в учебник должны быть. Это важнейшая проблема дидактики ичастных методик.




Летний лагерь с английским языком — это система отдыха, во время которого детям предоставляется возможность изучать язык, отдохнуть от учебы, получить новые впечатления и набраться сил. Вы попадете в страну, где есть свои традиции, правила, история и обычаи. Здесь очень весело!