English Globe understanding the world

Open menu
 

Дидактические требования к учебнику по основам наук

Речь идет об одной очень важной составляющей учебника — оего логическом аспекте. Именно от этого в значительной степени зависитпонимание, качество усвоения школьниками учебного материала. Недаромбольшинство учителей на вопрос «Каким должен быть учебник, чтобы вы считали егодоступным?», ответили «Логичным».

Затруднения школьников обусловлены организацией учебногоматериала в учебнике в той степени, в какой она влияет на осознанное, целостноеи системное усвоение знаний. Структура учебника помогает или затрудняетвыделить целое и части, увидеть, что с чем и как связано, осуществитьсамоконтроль, быстро ориентироваться при работе с учебником, объединяя с нимучебный материал пособий и книг для учащихся.

Как обстоит дело с организацией материала в учебниках?

Рассмотрим варианты предметной структуры учебника какцелого. Под структурой, как известно, понимается внутренний способ организациицелостной системы, взаимосвязь между ее элементами. Структура подчиняетсядиалектике взаимоотношения части и целого. Поскольку основания для организациисистемы могут быть различными, то и части — элементы ее — можно выделить по-разному.Другими словами, структура учебника как целого может быть вариативной.

Проведя сравнительный анализ учебников по основам наук, мыприходим к выводу, что единого пути построения предметной структуры нет. Водном случае она может строиться по усложнению объекта изучения (следуя логикенауки), а в другом — в соответствии с развитием предмета изучения. Первый путьдает более целостную картину научного знания, но труднее для восприятияучащихся. Второй путь более искусственный относительно объекта изучения, и туттребуются специальные средства для создания целостной картины. В качестве такихсредств выступают: введение (в котором должна быть дана целостная,малорасчлененная картина объекта изучения и научного знания о нем, предметаизучения), вступительные и обобщающие тексты к разделу, главе, курсу ссоответствующими названиями. Выбор того или иного пути построения предметнойструктуры зависит от многих факторов, в частности, от того, как изучается курс— в линейной или концентрической последовательности.

 


Если Вы не успеваете сделать важную для Вас работу по предметам, то лучшее решение в этой ситуации – заказать эссе, которое напишут для Вас специалисты нашей компании.